понедельник, 6 октября 2008 г.

Наказание или поощрение?


Наказание порождает страх. Вы можете так испугать ребенка, что в результате она сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект. Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, вы отметите, что она стремится найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Она может раздражать младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях.
Этот перечень негативных реакций на наказание можно продолжать еще долго. Карая, вы подменяете внутренний контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Ребенок становится зависимым от взрослого, одно присутствие которого может вызывать в ней страх. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, карая, вы устанавливаете такие нормы поведения, за которых деть, что провинились, стремятся выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов. Когда вы караете, ребенок становится или слишком покладистым, или очень упрямым, а часто и мстительной. Она сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто ее наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо вынести для себя.

Прямой противоположностью поведения, контролируемого влиятельным лицом, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентациях самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сама и ведет себя так, как считает необходимым. Наказание также несет в себе и другие побочные эффекты. Это снижение чувства собственного достоинства, или поведение, продиктованное ощущением страха; это смешано ощущение обиды, нанесенной вам человеком, на любовь которого вы рассчитывали; это укрепление веры в то, что действовать из позиции силы, - единственный способ достичь того, чего хочешь. Кроме того, наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает скрывать свои ошибки.

Почему вы решили наказать своего ребенка? Задумайтесь, делаете ли вы это из зла, от обиды, Желая отомстить или чувствуя свою беспомощность? Потом остановитесь, успокойтесь и постарайтесь переосмыслить вашу реакцию. Спросите себя: «Так почему же в действительности я хочу научить своего ребенка прямо сейчас?»
А как относительно подарков-поощрений?

Еще один традиционный подход, который создает зависимость поведения ребенка от внешних факторов, - поощрение с помощью подарков. Подарки, используемые как «приманка» или «подкуп», ради того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения, неизменно приводят к обратному результату.
Деть начинают стремиться только к тому, чтобы получить как можно больше подарков, вместо того, чтобы приносить какую-то пользу другим. Ведь в человеке больше всего ценится стремление делать что-либо для других, не требуя ничего за это. Подарки только будут мешать развитию в ребенке ощущения, что и она чего-то карта на этом свете. Деть могут объяснять их и как какой-то призыв: ничего не нужно делать до тех пор, пока мне что-либо не подарят. Поощрения препятствуют развитию в ребенке внутреннего ощущения уверенности в себе и удовлетворения от личной инициативы.




Так на что же следует направлять воспитательный процесс? Чрезвычайно важно научить ребенка брать на себя всю ответственность за достижение позитивных результатов своих действий, независимо от того, присутствующая при этом влиятельное лицо или нет. Это помогает детям осознавать правильность (или неправильность!) собственного выбора, ведь выбор, сделанный самим ребенком, может принести ей как радость, так и несчастье. Если внутренний контроль за своим поведением становится для ребенка главным, это содействует развитию в ней чувства собственного достоинства и выработке правильной самооценки. Деть ведут себя плохо, когда они чувствуют свое бессилие и неуверенность в себе, а также тогда, когда мы подавляем их собственные начинания или даем почувствовать их «ничтожество». Нет смысла карать ребенка, который и так уже чувствует неуверенность в своих силах.

Намного большего можно достичь, если внести в воспитательный процесс элемент радости и помочь детям развить в себе такое отношение к окружающему миру, которое в дальнейшем поможет им преодолевать все сложности, все повороты судьбы, которые ожидают их во взрослой жизни. Начиная этот важен процесс, помните, что принципы воспитания, предложенные на нашем портале, могут нуждаться от вас в настойчивости, терпение и, конечно же, немало времени.

Например, вы задались целью научиться играть на пианино. Каждый из нас знает, что для этого нужна практика. То же и с принципами воспитания. Их тоже необходимо «отрабатывать». Сначала у вас может ничего не выйти, или выйти не так, как хотелось бы. Большее терпение и практика - и уверенность придет к вам. Помните, что ошибки в таком сложном процессе неминуемы. А мы со своей стороны будем отвечать на все ваши вопросы, постоянно обновлять матеріли сайту и увеличивать и улучшать информационное наполнение.

Необходимо условие ваших успехов на этом поприще - доверять способностям вашего ребенка. Это особенно трудно, поскольку мы еще не научились ценить своих детей. А это может стать причиной того, что мы слишком рано опускаем руки... Доведите начатое дело до конца, поверьте в свои силы, позвольте себе делать ошибки. И вы будете поражены тем, че;го вы и ваш ребенок сможете достичь.

(в статьи использованные материалы книги К.Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»)

Комментариев нет: