понедельник, 6 октября 2008 г.

Воспитание настоящего мужчины


Возможно ли с помощью воспитания изменить ребенка, прибавить ей какие-то черты характера? И стоит ли оно того?

Какие черты с точки зрения женщин должен иметь современный мужчина?
Наведем типичные ответы:
• умный;
• образованный;
• красивый (в известной степени);
• чуткий
• ласковый
• внимательный;
• веселый
• коммуникабельный;
• уделяет много времени жене и семье;
• материально обеспечивает семью;
• берет на себя принятие ответственных решений;
• делает карьеру (профессиональную или политическую);
• мужественный;
• защитник;
• хороший отец;
• высокий;
• спортивный;
• сильный;
• щедрый;
• хозяйственный
• все умеет делать.

Каким должен быть "настоящий" мужчина с точки зрения большинства мужчин? Это следующие черты:
• самостоятельный;
• материально обеспеченный;
• хозяйственный;
• умеет принимать ответственные решения;
• мужественный;
• умеет отстаивать свои права, в дорогой ситуации защитить себя и свою жену (девушку ли), семью;
• умеет защищать себя физически;
• "воин";
• пьет (в меру).

Как видим, перечень качеств, какие мужчины считают существенными для себя значительно более малый и, так сказать, "однобокий". Очень точно этот образ совпадает с определением "воин". Чем старшая возрастная группа отвечает на эти вопросы, тем более доминирует "воин" над обычным человеком. Можно сделать "новый" вывод, что мужчины рождаются обычными людьми, а "воинами", "агрессорами", "защитниками", и так далее, вины становятся под воздействием той роли, которую им навязывают, сами вынуждены ли они выполнять.

Еще одно интересно замечание. Когда женщины начинают перечислять качества "настоящего" мужчины, они начинают с моральных качеств, но заканчивают обязательно физическими данными. Вырисовывается такой себе "Арнольд Шварценегер с двумя высшими образованиями, коммуникабельностью ожесточенного шоумена и чуткостью родной мамы" (мужчины отвечают женщинам аналогичными требованиями). И, на этапе знакомства с женщиной, мужчина, как правило, имеет большинство этих качеств. Проблемы начинаются дальше, через определенный промежуток времени.

Когда мужчина рождается, ему дают детскую тележку синего цвета и голубой костюмчик. Цвет одежды - это пустяки. Но за ними идут следующие пустяки: игрушка только пистолет, с девушками играться нельзя, не плач ты же мужчина, ребята, дерутся, это нормально (на то они и ребята) и так далее. Сумма этих "пустяков" образует крепкий кокон суеверий, "традиций", "норм", поведения, которые не оставляют место для самостоятельного выбора жизненного пути.

Показательными являются ответы, которые дают нам мужчины на вопрос: "Когда вы в первый раз почувствовали свою принадлежность к мужчинам?", "Когда вы впервые почувствовали, что вы отличаетесь от женщин (девушек)?". Типичные ответы возвращают нас до 3-5 годового возраста. По-видимому, это действительно поразило 3-летнего парня, если он запомнил, что ему запретили пользоваться определенными игрушками, играть ли с определенными детьми. В зависимости от того, в какой форме это было сказано, может возникнуть фобия "не быть женщиной", "быть как все", "быть настоящим мужчиной".




Как видим, процесс половой «нормализации» начинается достаточно рано. Пассивная "нормализация" начинается с момента рождения, сознательная (когда человек осознает, анализирует предложенную модель поведения) с первых годов жизни. В некоторых странах есть практика: каждый год писать закрытую характеристику на ребенка, которая посещает дошкольные заведения, или школу. Характеристика закладывается в конверт и не читается до тех пор, пока человек не сделает преступление. Тогда конверты открываются в обратном порядке до тех пор, пока не будет найден момент возникновения изъянов поведения ребенка. Во многих случаях, придется искать причины в первых годах жизни.

Налагая на мальчика штамп "настоящей чоловічості", "мужеству", мы запрещаем ему свободно выражать собственные чувства, избирать манеру поведения, формируем "закрытого" человека. За собственными естественными наклонами не все деть вписываются в такую мужскую модель. Какая их последующая судьба?
Возможны варианты:
1. Ребенок воспринимает ограничение что налагаются, как естественные, как такие, которые отвечают ее наклонам.
2. Ребенок внутренне не соглашается с предложенной манерой поведения, но вынужденная покориться, воспринять как единственно верную, и в дальнейшем живет за этими принципами, не должен возможности реализовать свой естественный потенциал.
3. Ребенок не соглашается с непонятными и нелогичными ограничениями, пытается бунтовать против них. Судьба таких детей достаточно грустна, их не воспринимают взрослые воспитатели, потому что они нуждаются в других методах воспитания, их также не воспринимает "родная" мужская среда, потому что они недостаточно агрессивные для отстаивания свои прав, их не воспринимает среда девушек (через собственные, "женские" ограничения). Условия для социально полноценного выживания таких детей отсутствуют.
4. Ребенок не соглашается с гендерными ограничениями, начинает протестовать, делать все вперекор, становится агрессивной и превращается в конфликтного, но гендерно-стереотипного парня.

Какое количество мальчиков рождается с естественными наклонами, которые конфликтуют с гендерно-стереотипным воспитанием? Этого не знает никто. Общество до сих пор не создало условие, когда деть могут развиваться свободно.
Некоторые родители ограничивают сыновей, побаиваясь того, что иначе в нем могут сформироваться наклоны к нетрадиционной ориентации. Просто в университетах почему-то не рассказывают, что сексуальная ориентация закладывается на генном уровне. Можно сколько угодно покупать «правильную» одежду и игрушки, или же дать ребенку полную свободу, вы ничего не измените. Вы выбираете, насколько свободным и счастливым будет ваш ребенок.

Комментариев нет: