понедельник, 6 октября 2008 г.

Деть и деньги. Давать ли детям деньги, и если давать - то как и сколько?


Давать ли детям деньги, и если давать - то как и сколько? Этот вопрос неизменно вызывает бурные дискуссии.
Одна из крайних мыслей - ребенку деньги не нужны. Не нужные до тех пор, пока вено сама не начнет зарабатывать. Да и тогда она должна отдавать всю зарплату родителям. До тех пор, по-видимому, пока не начнет отдавать зарплату мужчине. Или, считают другие, деньги нужно давать ребенку по первому требованию, независимо от планов родителей.

Истина, как всегда, где-то посередине. С того момента, как ребенок начинает чувствовать потребность в самостоятельной затрате денег, осознает, что это такое, то есть с того момента, когда она хочет иметь свои деньги, - они должны у нее быть.

Есть мысль, что нужна, оплачивать детям хорошие оценки в школе и работу по дому. На первый взгляд эта идея кажется интересной, поскольку выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть аккуратнее. Но здесь есть серьезный подводный камень, прямо-таки подводная скала.

Человек должен ставить перед собой цели и стремиться к их выполнению, и потому учиться. То есть у ребенка должна быть цель и учеба в школе (или же изучение какой-то отдельной группы предметов) должен быть способом достижения цели. Например, у одной моей знакомой семилетняя дочь мечтает стать писательницей (писать книжки для детей) и потому с увлечением учится писать в своем первом классе. Учится рисовать, чтобы делать иллюстрации. Учеба ради учебы это отсутствие стимула, желания. Задание родителей здесь - сформировать интерес к учебе как к такому, а не подменять его интересом к деньгам. К тому же качество пятерки бывает разным - оценка, все же, вещь субъективна. Узнать, что ребенок выпрашивает хорошую оценку, мне, скажем, было бы неприятно.

С домашним хозяйством и самообслуживанием приблизительно та же картина. Не нужно подменять воспитанное осознание необходимости некоторых действий стремлением к деньгам. Лучше объяснить, что люди, которые живут вместе, помогают друг другу. Ведь взрослому никто не будет оплачивать чистки зубов и мойки посуды в своем доме.

Все это не значит, что вообще никак не нужно отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Напротив, подарок в заключение учебного года будет очень кстати - как признание заслуг и праць ребенка, как знак внимания к ее делам.

Сумма денег, что вы даете ребенку, должна быть фиксированной в определенный промежуток времени - ведь мы готовим человека до того, что она должна научиться самостоятельно принимать решение, распоряжаться ограниченными ресурсами.

Денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь и у взрослых редко бывают достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения - купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир, маме, всходить в кино или купить книгу, поесть мороженого или купить подарок вторую.

Никто не говорит о том, что если родителям задерживают зарплату, они виноваты их кожи вот вылезти, но дать ребенку ее выплату. Никто не настаивает, что нельзя прибавить ребенку денег на крупную покупку или помочь ей, если она не рассчитала свои расходы. Ко всему нужно подходить разумно и руководствоваться ощущением меры.




С человеком, хотя и с маленькой, нужно разговаривать. Нужно объяснять ей свои действия. Например, в данный момент деньги нужны на еду, или общесемейное решение, о крупной покупке. Также нелишне будет объяснить ребенку, что она должна рассчитывать свои расходы исходя из своих материальных возможностей.

Я преднамеренно не вспоминаю суммы, которые нужно выдавать детям. Материальная ситуация во всех разная, цены в соседних магазинах тоже в каждого свои. Представление об умных расходах каждый имеет собственно.

Чем старше ребенок, тем более ей нужно. И лучше, если помнить об этом будут родители, не вынуждая ребенка напоминать об увеличении своих потребностей и постоянно выпрашивать деньги как подаяние.

Ребенок не должен чувствовать себя бедной по сравнению с друзьями. Если вы отдали ребенка в элитную школу ее материальные возможности не должны в десятки раз отличаться от возможностей ее соседа. Причем это правило важно как в сторону увеличения, так и в бок уменьшения.

Независимые доходы ребенка, будь то денежный подарок родственников или стипендия, принадлежат самому ребенку. Эти суммы никак не должны отражаться на ее постоянных доходах.

Предлагайте школьнику работать на летних каникулах (конечно, не все 3 месяца утром к ночи), чтобы заработать деньги на какую-то большую вещь. Конечно, если денег не будет хватать в результате добавляйте немного. Ребенок должен понимать, что когда она сама старается, то ей помогут.

Штрафы за плохую учебу или плохое поведение недопустимые. Зато полностью логическое участие ребенка в возобновлении испорченного ею. Главное здесь - придерживаться меры.

Очень важно четко определить, какие именно расходы ребенок делает из своего кармана. Скажем, маленькому ребенку одежду покупает мама. А взрослому? А книжки? А тетради? Плеер и фотоаппарат? Каждый отец должен предварительно продумать ответы на эти вопросы.

Последовательность не менее важна. Недопустимо сначала дать ребенку денег, а затем забрать их под благовидным предлогом. Или осуждать то, как распорядился деньгами ребенок. Раз потратил - значит, так считал нужным. Именно для этого и были дани деньги. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально тратить деньги, рассчитывать свои возможности, сравнивать их со своими желаниями.

Если мы хотим вырастить самостоятельного, умного, думающего человека, мы не можем лишать ее возможности пытаться быть такой из раннего детства.

Комментариев нет: