понедельник, 6 октября 2008 г.

Детская злоба «без причины»: что делать?


Бывают, что деть начинают злиться или плакать из какого-то совсем маленького, неважного повода. И вы никак неможете поверить, что в настоящий момент ваш ребенок действительно плачет потому, что увидела на улице женщину в длинном белом пальто, которая показалась ей "плохой"! Это же бессмыслица какая-то! Так в чем дело?

Нужно, во-первых, найти причину. В этом поможет также статья «Детская агрессия. Причины возникновения». А также:
1. Выясните для себя, в каких ситуациях, с кем, где ребенок поводит себя агрессивно. Тогда вам более легко будет понять причины такого поведения.
2. Учите ребенка выражать свои чувства и потребности открыто. Гнев и агрессивность - это нормальные естественные чувства. Главное то, как мы его воспринимаем и выражаем. Традиционно мы приучаем детей затискувати свой гнев и агрессивность. И когда эти чувства возникают, ребенок учится их прятать, чувствуя стыд, вину. Они накапливаются и потом внезапно взрываются. Или же ребенок начинает болеть. Деть всегда (!) болеют, когда по какой-то причине не могут выразить свой гнев или горе.
3. Установите четкие и неизменные пределы поведения. Удостоверьтесь, что ребенок понимает: враждебные агрессивные действия не допустимы никогда.
4. Помните, что ваши действия для ребенка основной образец для наследования. Ваше поведение может быть уроком того, как можно получать то, которое хочет, не обращаясь к нападениям, давлению, угрозам, дракам.
Но поведение - это еще не проблема. Это только ключ к проблеме. Если ребенок поводит себя агрессивно это значит, что загорілося красный свет. И так же, как и при переходе улицы, вам стоит остановиться и подумать, что ребенок переживает такое, которое вынуждает ее действовать агрессивно.

Попробуйте понять своего ребенка и его чувство. Это не значит, что вы должны оправдывать ее поступки. Ведь когда мы понимаем поведение нашего ребенка, мы способны действовать умнее, конструктивно и по-человечески, а следовательно, имеем больше шансов, что выбрана нами стратегия сработает. Для этого попробуйте стать на ее место. Как бы вам понравилось, если бы с вами общались с помощью ниже перечисленных «приемов» (а они считаются нормальными способами воспитания в нашей стране и очень распространенные):

1. Приказы, команды
«Сейчас же перестань!», «Забери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». В этих категорических высказываниях ребенок чувствует неуважение к себе. Такие слова вызывают чувство бесправия и одиночества. Особенно когда ребенок имеет проблемы и пытается поделиться ими с родителями. В ответ деть обычно опираются, «ворчат», обижаются, обнаруживают упрямство.

2. Предупреждение, предостережение, угрозы, «Если ты не перестанешь плакать, я пойду», «Гляди, чтобы не стало хуже», «Еще раз это повторится, я возьму пас», «Не придешь вовремя, держись...»
Угрозы и предупреждения плохие тем, что при частом повторении, деть к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а временами и жестоких: капризного малыша оставляют одного на улице, двери закрывают на ключ и последний шаг - начинают применять физические наказания.

3. Мораль, наставление, проповеди
«Ты обязан поводить себя так, как принадлежат», «Каждый человек должен работать», «Ты должен уважать взрослых». Конечно, деть из подобных фраз не узнают ничего нового. Ничего не изменится от того, что они будут слушать это «в сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, а чаще всего все вместе взято. Дело в том, что моральные основы и моральное поведение воспитывают не столько слова, сколько атмосфера, в семье через подражание поведению взрослых, прежде всего, родителей.




4. Постоянные советы, попытка все решить за ребенка
«А ты возьми и скажи...», «По-моему, нужно...», «Я бы на твоем месте...». Деть не склонные прислушиваться к нашим советам. А иногда они откровенно восстают: «Без тебя знаю!», «Тоби легко говорить», «Ты так считаешь, а я по-другому».
Каждому ребенку свойственное желание быть независимой, принимать самостоятельные решения. Каждый раз, когда мы советуем что-то ребенку, мы будто даем ей понять, что она еще малая и неопытная, а мы более умны от нее, заранее все знаем. Такая позиция родителей «сверху» раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме. Неизвестно, захочет ли ребенок еще раз вам рассказать о чем-то важном. Как часто деть сами приходят до того, что мы перед этим им советовали! Но важно, чтобы они сами приняли решение это их путь к самостоятельности.

5. Доказательства, нотации, «лекции»
«Следовало бы знать, что перед едой нужно мыть руки», «Все через тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Всегда ты...». Это вызывает у детей или активную защиту (нападения в ответ, отрицание, озлобленность), или скуку, подавленість, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; она начинает думать, что и в самом деле плохая, безвольная, ненадежная, неспособная. А низкая самооценка порождает новые проблемы. Попробуйте обращать внимание не только на негативных, но и позитивные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что похвальные слова по ее адресу испортят ее.
Подумаем, хорошо ли самим нам жилось бы в условиях постоянной бомбировки критикой со стороны ближайшего человека? Не ожидали ли бы мы от нее хороших слов, не грустили бы за ними?

6. Обзывание, высмеивание
«Плакса-вакса», «Не будь лапшою», «Ну просто балбес», «Который же ты лодырь!». Все это наилучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ей разочароваться в себе. Конечно, в таких случаях деть обижаются и защищаются: «А сама которая?», «Ну, и буду таким!».

7. Выспрашивание, расследование, догадки
«Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все-одно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?». И в самом деле: кто из нас любит, когда его «выводят на чистую воду»? За этим может наступить лишь защитная реакция, желание избежать контакта.
Воздержаться в разговоре от вопросов очень трудно. И все же лучше постараться и попробовать заменить вопросительные предложения на подтвердительных. Временами разница между вопросом и подтвердительной фразой может казаться почти незаметной. А для ребенка, который переживает, эта разница большая: вопросы воспринимаются как холодное любопытство, подтвердительная фраза, - как понимание и поддержка.

8. Сочувствие на словах, уговаривание
Конечно, ребенок нуждается в сочувствии. И все-таки есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую», прозвучат слишком формально. Может вместо этого промолчать, прижав ее к себе. А во фразах наподобие «Успокойся!», «Не звертай внимания!», Будет «перемалываться, мука будет» она может услышать пренебрежение к ее заботам, отбрасыванию или уменьшению ее страданий.

9. Игнорирование
«Отцепись», «Не к тебе», «Всегда ты со своими жалобами». Ребенок такой же человек, как и вы. И ей так же нравятся эти «воспитательные приемы», как бы они понравились в настоящий момент вам. Потому что они унизительны. Их часто используют «автоматически», по привычке, потому что так делали с нами родители. Не из зла. Но вы не робот! Вы можете самостоятельно контролировать свое поведение, не давать автоматизмам брать верх. Одно дело автоматически чистить зубы и совсем другая автоматически унижать своего ребенка.

Бывают, что деть начинают злиться или плакать из какого-то совсем маленького, неважного повода. И вы никак неможете поверить, что в настоящий момент ваш ребенок действительно плачет потому, что увидела на улице женщину в длинном белом пальто, которая показалась ей "плохой"! Это же бессмыслица какая-то! Так в чем дело?

Нужно, во-первых, найти причину. В этом поможет также статья «Детская агрессия. Причины возникновения». А также:
1. Выясните для себя, в каких ситуациях, с кем, где ребенок поводит себя агрессивно. Тогда вам более легко будет понять причины такого поведения.
2. Учите ребенка выражать свои чувства и потребности открыто. Гнев и агрессивность - это нормальные естественные чувства. Главное то, как мы его воспринимаем и выражаем. Традиционно мы приучаем детей затискувати свой гнев и агрессивность. И когда эти чувства возникают, ребенок учится их прятать, чувствуя стыд, вину. Они накапливаются и потом внезапно взрываются. Или же ребенок начинает болеть. Деть всегда (!) болеют, когда по какой-то причине не могут выразить свой гнев или горе.
3. Установите четкие и неизменные пределы поведения. Удостоверьтесь, что ребенок понимает: враждебные агрессивные действия не допустимы никогда.
4. Помните, что ваши действия для ребенка основной образец для наследования. Ваше поведение может быть уроком того, как можно получать то, которое хочет, не обращаясь к нападениям, давлению, угрозам, дракам.
Но поведение - это еще не проблема. Это только ключ к проблеме. Если ребенок поводит себя агрессивно это значит, что загорілося красный свет. И так же, как и при переходе улицы, вам стоит остановиться и подумать, что ребенок переживает такое, которое вынуждает ее действовать агрессивно.

Попробуйте понять своего ребенка и его чувство. Это не значит, что вы должны оправдывать ее поступки. Ведь когда мы понимаем поведение нашего ребенка, мы способны действовать умнее, конструктивно и по-человечески, а следовательно, имеем больше шансов, что выбрана нами стратегия сработает. Для этого попробуйте стать на ее место. Как бы вам понравилось, если бы с вами общались с помощью ниже перечисленных «приемов» (а они считаются нормальными способами воспитания в нашей стране и очень распространенные):

1. Приказы, команды
«Сейчас же перестань!», «Забери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». В этих категорических высказываниях ребенок чувствует неуважение к себе. Такие слова вызывают чувство бесправия и одиночества. Особенно когда ребенок имеет проблемы и пытается поделиться ими с родителями. В ответ деть обычно опираются, «ворчат», обижаются, обнаруживают упрямство.

2. Предупреждение, предостережение, угрозы, «Если ты не перестанешь плакать, я пойду», «Гляди, чтобы не стало хуже», «Еще раз это повторится, я возьму пас», «Не придешь вовремя, держись...»
Угрозы и предупреждения плохие тем, что при частом повторении, деть к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а временами и жестоких: капризного малыша оставляют одного на улице, двери закрывают на ключ и последний шаг - начинают применять физические наказания.

3. Мораль, наставление, проповеди
«Ты обязан поводить себя так, как принадлежат», «Каждый человек должен работать», «Ты должен уважать взрослых». Конечно, деть из подобных фраз не узнают ничего нового. Ничего не изменится от того, что они будут слушать это «в сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, а чаще всего все вместе взято. Дело в том, что моральные основы и моральное поведение воспитывают не столько слова, сколько атмосфера, в семье через подражание поведению взрослых, прежде всего, родителей.




4. Постоянные советы, попытка все решить за ребенка
«А ты возьми и скажи...», «По-моему, нужно...», «Я бы на твоем месте...». Деть не склонные прислушиваться к нашим советам. А иногда они откровенно восстают: «Без тебя знаю!», «Тоби легко говорить», «Ты так считаешь, а я по-другому».
Каждому ребенку свойственное желание быть независимой, принимать самостоятельные решения. Каждый раз, когда мы советуем что-то ребенку, мы будто даем ей понять, что она еще малая и неопытная, а мы более умны от нее, заранее все знаем. Такая позиция родителей «сверху» раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме. Неизвестно, захочет ли ребенок еще раз вам рассказать о чем-то важном. Как часто деть сами приходят до того, что мы перед этим им советовали! Но важно, чтобы они сами приняли решение это их путь к самостоятельности.

5. Доказательства, нотации, «лекции»
«Следовало бы знать, что перед едой нужно мыть руки», «Все через тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Всегда ты...». Это вызывает у детей или активную защиту (нападения в ответ, отрицание, озлобленность), или скуку, подавленість, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; она начинает думать, что и в самом деле плохая, безвольная, ненадежная, неспособная. А низкая самооценка порождает новые проблемы. Попробуйте обращать внимание не только на негативных, но и позитивные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что похвальные слова по ее адресу испортят ее.
Подумаем, хорошо ли самим нам жилось бы в условиях постоянной бомбировки критикой со стороны ближайшего человека? Не ожидали ли бы мы от нее хороших слов, не грустили бы за ними?

6. Обзывание, высмеивание
«Плакса-вакса», «Не будь лапшою», «Ну просто балбес», «Который же ты лодырь!». Все это наилучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ей разочароваться в себе. Конечно, в таких случаях деть обижаются и защищаются: «А сама которая?», «Ну, и буду таким!».

7. Выспрашивание, расследование, догадки
«Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все-одно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?». И в самом деле: кто из нас любит, когда его «выводят на чистую воду»? За этим может наступить лишь защитная реакция, желание избежать контакта.
Воздержаться в разговоре от вопросов очень трудно. И все же лучше постараться и попробовать заменить вопросительные предложения на подтвердительных. Временами разница между вопросом и подтвердительной фразой может казаться почти незаметной. А для ребенка, который переживает, эта разница большая: вопросы воспринимаются как холодное любопытство, подтвердительная фраза, - как понимание и поддержка.

8. Сочувствие на словах, уговаривание
Конечно, ребенок нуждается в сочувствии. И все-таки есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую», прозвучат слишком формально. Может вместо этого промолчать, прижав ее к себе. А во фразах наподобие «Успокойся!», «Не звертай внимания!», Будет «перемалываться, мука будет» она может услышать пренебрежение к ее заботам, отбрасыванию или уменьшению ее страданий.

9. Игнорирование
«Отцепись», «Не к тебе», «Всегда ты со своими жалобами». Ребенок такой же человек, как и вы. И ей так же нравятся эти «воспитательные приемы», как бы они понравились в настоящий момент вам. Потому что они унизительны. Их часто используют «автоматически», по привычке, потому что так делали с нами родители. Не из зла. Но вы не робот! Вы можете самостоятельно контролировать свое поведение, не давать автоматизмам брать верх. Одно дело автоматически чистить зубы и совсем другая автоматически унижать своего ребенка.

Комментариев нет: