понедельник, 6 октября 2008 г.

Способности ребенка


Ребенок растет. И мы замечаем, что в каких-то делах она более красива других, а в других не очень. Знаем ли мы особенности своего ребенка? На что она в состоянии, а на что - нет?

Это очень важно, знать - какой именно наш ребенок.
Когда ребенок должен родиться, мы фантазируем о том, которой она будет. Чаще, в наших мечтах ребенок состоит из одних достоинств. Если это мальчик, то он высок, строен, красив, умен, силен. Если мы ожидаем девочку, она тоже обязательно должна быть красивой, стройной, мягкой. Обратите внимание, что это - уже взрослые деть.
Это была мама, которая уже получила высшее образование. Но никогда она не задумывалась о заботах, которые связаны с появлением маленького ребенка. Дитинку еще нужно научить желать спокойной ночи.

Следовательно, ребенок родился. И оказывается, что она не такая красива, как нам хотелось бы. Девочка недостаточно красива. Мальчик не такой умен и смел. Но мы, не звертаючи на это никакого внимания, продолжаем формировать желаемый образ. Мы постоянно указываем ребенку на ее недостатки, критикуем, а иногда, даже, обижаем. Мы не хотим понять: ребенок никогда не станет таким, которым мы ее хотели видеть, когда ее еще не было. Мы никогда не достигнем своего, если будем критиковать ребенка. Замечали ли вы, как реагирует ваш ребенок, когда вы ее критикуете? У ребенка сразу портится настроение. Она будто бы погасает. Если вы обратите внимание, после критики ваш ребенок еще меньше хочет делать то, что вы от нее хотели.

Вспомните, как вы сами воспринимаете критику. Как вы реагируете. Нравится ли вам то, что вам говорят? И главное, хочется ли вам стать лучше, когда вы услышали критику? Даже, когда она оказалась справедливой. А теперь, вспомните, как вы воспринимаете, когда вас хвалят. Я точно знаю, даже тогда, когда похвала вам кажется не очень справедливой, вам хочется и действительно быть такими, как о вас говорят. Если мне говорят, как я красиво сделала работу, а я знаю, что там является недостатками, мне очень хочется исправить эти недостатки. Чтобы похвала была справедливее. И, чтобы меня одобрили еще раз. Следующую работу я буду делать еще лучше. Присмотритесь к вашему ребенку внимательно. Что у вас за ребенок. Какая она. Какие у нее достоинства, а какие недостатки.

Однажды я встретила свою подругу детства. Она стояла рядом со своими двумя сыновьями. Я посмотрела на них и сказала: "Красивые дети". А она улыбнулась и сказала: "Да. Потому что мои".

У вас точно не будет других детей. У вас есть только эти. Но это ваши деть. И я уверена, что вы хотите, чтобы они выросли хорошими и счастливыми людьми. Так давайте поможем им в этом. Заверяю вас, они очень нуждаются в вашей помощи. Увидьте и поймите, что ей прибегают лучше всего. Это именно те качества, которые отличают вашего ребенка от других, делают ее особенной, не похожей на других. их нужно замечать, поддерживать, поощрять, ими гордиться.

Кроме того, у вашего ребенка обязательно есть качества, что развитые посредственно. Их якобы не заметно. О них незачем сказать. Это качества, которые нуждаются в особенном внимании. Это - зона ближайшего развития. При вашей поддержке эти качества тоже могут развиться. Вряд ли их можно развить к уровню гениальности. Поэтому очень важно не перестараться. Но эти развитые особенности вашего ребенка могут стать ее помощниками.




У каждого человека есть качества, которые не развитые или которых практически нет. Так бывают. Такие особенности есть у вас самих. Такие особенности есть у вашего ребенка. Есть такая испанская пословица: "Не проси груш в тополе."

Вы мечтали, что ваш ребенок будет математиком. Потому, что и ваш отец, и вы сами очень любили математику. И профессия у вас - программист, которая базируется на математических способностях. Когда родился сын, вы уже точно знали, кем он будет. Прошло время, и вы замечаете, что математика ему дается хуже всего. Вместо этого, он много читает, увлекается историей. Много знает. Но вы не замечаете его интересы и достижения. Вам стыдно, что ваш ребенок не к математике. Вы критикуете ее за это. Иногда даже называете "тупым". Вы не можете понять, как в такой семье, как ваша, мог родиться такой неспособный ребенок. Вы не видите явного! Ваш ребенок имеет способности! Но они отличаются от тех, какие вы запланировали. Скажите пожалуйста, легко ли вам работать по плану, который составил кто-то другой? Ваш ребенок - это особенный человек, которого еще не были в мире и никогда больше не будет. Ваша цель познакомиться с ней. Когда вы встречаетесь с новым человеком, вы начинаете постепенно познавать ее. Так и с ребенком.
Дайте себе время познать своего ребенка. Вы найдете много интересного, особенного и привлекательного.

Поддержите индивидуальные особенности вашего ребенка и вы будете гордиться ею. Мама двенадцатилетнего парня обратилась к психологу с просьбой помочь найти способности у ее ребенка. Она говорила, что его ничего не интересует. Когда психолог начала работать с парнем, оказалось, что он уже два года мечтает быть конструктором. Читает специальные журналы. Конструирует особенный автомобиль. Психолог сказала об этом маме. В ответ она услышала: "Да. Я об этом знаю." Только дополнительная работа с мамой помогла ей увидеть способности своего сына и поддержать их.

Другая мама рассказывает психологу о том, как она критикует сына: "Почему ты не лидер?!" - говорит она ему. Давайте поразмышляем, почему мальчик - не лидер. Почему, между прочим, он должен быть лидером? Если у него совсем нет лидерских способностей, и он - стыдливый человек. Быть в центре внимания для него, вообще, мука. С другой стороны, поставьте себе вопрос: заведено ли в вашей семье проявлять инициативу, брать на себя ответственность и кто имеет право это делать? Ваш сын имеет право быть лидером в семье? Прислушиваетесь ли вы к его мысли? Позволяете ли руководить? Только при этих условиях у ребенка могут развиться лидерские качества. Если при первых проявлениях инициативы, она подавляется, если право на инициативу имеют только взрослые, ребенок, никогда не будет лидером.

Теперь, давайте поговорим о недостатках вашего ребенка. Иногда бывают так, что мальчик недостаточно смел или товарищеский, а девочка - недостаточно опрятная или внимательная к близким. Как быть?

О неэффективности критики мы уже говорили. В этом - случаю она тоже мало поможет. Более за то, она может навредить. Ребенок может в действительности поверить, что она такая. И тогда вам будет очень трудно убедить ее в другом. Ребенку, даже, может понравиться быть, например, неряшливой: не нужно убирать в комнате, мыть посуду, делать прическу, мыться, стирать и утюжить одел. А зачем? И так красиво. Вам кажется это странным? Но это так. Особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте, когда у нее одна из основных черт - дух противоречия. Когда же вы объясните на понятных примерах ребенку, почему нужно приложить дополнительных усилий и взять ответственность за свои привычки и поведение, она пойдет вам навстречу. Просто потому, что любит и доверяет.

Комментариев нет: